Региональный фактор в политике ЕС
До Второй мировой войны государство в странах Запада сравнительно мало вмешивалось в вопросы размещения производительных сил. Если такое вмешательство и было, то оно носило спорадический характер и было связано либо с военной обстановкой, либо с экономическими кризисами.
После второй мировой войны государственное регулирование экономики вообще приняло значительно большие масштабы, особенно в Западной Европе. Составной его частью стала региональная политика, которая охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.
В исследованиях организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organisation for Economic Cooperation and Development - OECD) отмечается, что объектом региональной политики в странах рыночной экономики являются различного рода региональные (пространственные) неравенства - различия в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в темпах экономического развития отдельных регионов, в условиях предпринимательства и т.д. Региональная политика выступает в форме государственного вмешательства в разные подсистемы региона, причем не только в экономическую.
Цель региональной политики - свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, групп стран (как, например, стран - членов Европейского союза).
Существуют две главные формы региональной политики. Первая из них - региональное планирование (программирование), которое выражается в составлении региональных планов (программ); они могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. При этом некоторые страны (Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды) проводят такое планирование с полным, а некоторые (ФРГ, Бельгия) с неполным охватом территории своих стран. Вторая форма - региональное прогнозирование. Органы осуществления региональной политики в ЕС являются наднациональными.
На протяжении послевоенных десятилетий методы региональной политики не оставались неизменными. Так, сначала акцент делался в первую очередь на решение социальных задач, затем большее внимание стало уделяться и экономическим задачам. Со временем для решения региональных проблем стал привлекаться не только государственный, но и частный капитал. От крупномасштабных программ стали переходить к решению более локальных вопросов. И тем не менее главная цель региональной политики оставалась неизменной. Она заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны, чреватых массовыми выступлениями трудящихся и усилением напряженности в обществе; в выравнивании уровней, определяющих качество жизни. В региональной политике широко используются как ограничительные, так и поощрительные меры.
Средства, которыми пользуются центральные правительства, региональные и местные власти разных стран для устранения региональных различий, весьма многообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением страны, типом государственного устройства, внутренними проблемами, целями находящихся у власти политических партий и др.
Чтобы четко поставить задачи региональной политики и выбрать подходящие средства их решения, необходимо в первую очередь выявить причины пространственных (региональных) неравенств, т.е. установить объекты вмешательства. К их числу относятся:
резкие различия природно-климатических условий жизни и предпринимательства в отдельных регионах страны;
масштабы, качество и направления использования природных ресурсов, которые определяют “продуктивность” регионов. Этот фактор влияет не только на сельское хозяйство, рыболовство, добычу полезных ископаемых и лесное хозяйство, но и на условия размещения промышленности и жизни людей;
устаревшая структура производства, запаздывание с введением инноваций;
агломерационные преимущества (большое пересечение в регионе межотраслевых связей) и агломерационные недостатки (перенаселение);
тенденции в экономическом развитии страны (в периоды экономического роста в так называемых отсталых регионах возникают новые фирмы, что обусловливает хозяйственную активность, а на стадии стагнации активность падает);
стадия технологического развития, влияющая на те или иные виды производства товаров (сырьевые ресурсы, промежуточные продукты, товары конечного потребления, услуги и т.д.);
политические условия, формы общей и региональной политики;
институциональные факторы: степень региональной автономии, история развития и др.;
физические факторы размещения: наличие или отсутствие гаваней, аэропортов, транспортных систем, промышленных площадок, обеспеченность телекоммуникационными системами и др., т.е. производственная инфраструктура;
большой внешний контроль над фирмами или малый удельный вес фирм, основанных местными предпринимателями;
социально-культурные факторы: степень урбанизации, образованность населения, наличие научных центров и др.
Обычно выделяют четыре главных конкретных направления региональной политики.
Похожие работы:
- Региональный фактор в политике ЕС
До Второй мировой войны государство в странах Запада сравнительно мало вмешивалось в вопросы размещения производительных сил. Если такое вмешательство и было, то оно носило спорадический характер и бы...
- Новая наука о политике. Н. Макиавелли
В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи зна...
- Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая...
- Современные тенденции в денежно-кредитной политике
Основными приемами денежно-кредитного регулирования в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямог...
- Человеческий фактор кризисных ситуаций
Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что основу функционирования и развития социально-экономической системы составляет...